Жаныспайская ОШ
Формирование речевой
компетенции учащихся на уроках
казахского
языка
Подготовила и выступила Кабылбекова Г.С.
Формирование речевой
компетенции учащихся на уроках
казахского
языка
Выступление на заседании методического совета
учителя казахского языка и литературы
Кабылбекова Г.С.
В
современном обществе формирование речевой компетенции вызывает большой интерес,
так как существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового
воспитания, низкой языковой компетенцией большей части населения. Конечно же, с
ранних лет человек должен учиться владеть основными навыками: самостоятельно
мыслить, искать наиболее правильные пути преодоления трудностей; владеть
богатым словарным запасом, быть коммуникабельным, самостоятельно работать над
собственным развитием. В связи с этим требования к казахскому языку в школе
включают формирование не только лингвистической, но и речевой компетенции
школьников, связанной с культурой устной и письменной речи, правилами и
способами использования языка в разных речевых ситуациях.
Попробуем
определить основные причины, из-за которых у школьников возникают
проблемы с овладением коммуникабельных навыков:
- Коммуникативный
аспект культуры речи остаётся не полностью разработанным. Современные учебники
до сих пор не могут в достаточном объёме обеспечить формирование навыков
речевого общения в различных жизненных ситуациях.
- Современная жизнь отучает детей
думать и оценивать окружающую действительность самостоятельно. Речь детей часто
бедна из-за того, что у них нет потребности говорить более выразительно и
красиво. Речь – это, прежде всего, общение, т.е. понимание людьми друг друга,
диалог. Но современная методика в основном развивает монологическую речь, а
умение слушать и слышать собеседника не формируется.
Таким образом, главная цель педагогической деятельности -
формирование языковой и речевой компетенций учащихся на основе
коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющих на
практическом уровне овладеть казахским языком. Педагог должен обучать родному
языку в тесной связи с нравственным воспитанием, прививать любовь к своей
стране, к своим близким через языковую среду. Умение грамотно выстроить свою
речь на высоком уровне возможно, если есть понимание и знание того, как с
помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается
окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства. Как нужно пользоваться
этими средствами, чтобы быть понятным окружающими, и как правильно понять смысл
обращённой к тебе речи.
Можно
выделить следующие задачи педагога:
1. Научить работать с текстом (выделять
главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать
обобщения и выводы);
2. Формировать умение вести дискуссию,
слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную
аргументами;
3. Вырабатывать навыки создания новых
текстов, повышать творческий потенциал учащихся, словесно-логического мышления;
Для достижения цели можно использовать следующие
педагогические технологии:
-технология
проблемного обучения позволяет всесторонне и гармонично развивать
ребёнка;
-технология уровней дифференциации на основе
обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты,
предупредить неуспеваемость;
-технология
проведения учебных дискуссий развивает навыки
публичного выступления;
-технология
личностной ориентации (обучение в сотрудничестве развивает
взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей
при поддержке своих товарищей);
-проектная
технология позволяет повысить и углубить интерес детей; развивает
творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере
самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления; помогает
школьникам приобрести исследовательские и коммуникативные умения, навыки
работы с большим объемом информации;
-информационно-коммуникационные
технологии активизируют психические процессы учащихся: память, внимание,
восприятие; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение
познавательного интереса, формируют информационную культуру.
Важно работать с текстом больших художников слова: так
будет постепенно формироваться, создаваться «твердый зрительный образ» слова,
предложения, твердая лингвистическая подготовка.
Чтобы сформировать у
учеников коммуникативную компетенцию, научить их мыслить самостоятельно,
недостаточно насытить урок русского языка условно-коммуникативными или
коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи.
Важно предоставить учащимся возможность решать какие-то проблемы, рассуждать
над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали
внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль,
а язык формировал и формулировал эту мысль.