Краткосрочный план урока № 23
Школа: Жаныспайская ОШ | ||||||
Дата:«21» ноября 2017г.
|
ФИО учителя: Карташева Н. В.
| |||||
Класс: 7 |
Количество присутствующих: 7
отсутствующих: | |||||
Тема урока: |
А. С. Пушкин. «Зимнее утро» | |||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): | ||||||
7. ПО 3. 7. АИ 1.,7. АИ 2., 7. АИ 3., 7. АИ 5., 7. АИ 6., 7. АИ 8., 7. АИ 9. | ||||||
Цели урока: |
научить видеть необычное в обычном мире путём осмысленного чтения и анализа стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» | |||||
Цели обучения |
Все учащиеся смогут: принимать и сохранять учебную задачу; выделять существенную информацию из текстов Большинство учащихся будут уметь: • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; Некоторые учащиеся смогут: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи; | |||||
Критерии успеха |
Учащийся достигает цели обучения, если: Выделяет в тексте произведения элементы композиции; определяет тему стихотворениея; определяет идею произведения; | |||||
Привитие
ценностей
|
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. | |||||
Межпредметные связи |
Взаимосвязь с предметами: обучение грамоте на родном языке, познание мира, естествознание, музыка. | |||||
Навыки
использования
ИКТ
|
На данном уроке учащиеся используют флеш-презентацию, которую можно загрузить на планшет или мобильный телефон | |||||
Предварительные
знания |
На данном уроке учащиеся будут повторять и закреплять навыки сравнительного анализа художественного текста, полученные на предыдущих уроках | |||||
Ход урока | ||||||
Этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке
|
Ресурсы | ||||
Начало урока |
Вхождение в тему и активизация внимания. Вопросы учащимся: - Когда у человека бывает хорошее настроение? - Как себя чувствует человек, когда у него прекрасное настроение? - В чем выражается хорошее настроение, как о нем узнают другие? Вступительное слово учителя Я желаю вам сегодня хорошо поработать, узнать для себя что-то новое. Если вам будет трудно, я вам помогу. Чтение учителем под музыкуП. И. Чайковского «Времена года. Зима» стихотворных строк: Дрожишь, замерзая, в холодном снегу, И севера ветра волна накатила. От стужи зубами стучишь на бегу, Колотишь ногами, согреться не в силах Как сладко в уюте, тепле и тиши От злой непогоды укрыться зимою. Камина огонь, полусна миражи. И души замерзшие полны покоя. На зимнем просторе ликует народ. Упал, поскользнувшись, и катится снова. И радостно слышать, как режется лед Под острым коньком, что железом окован. А в небе Сирокко с Бореем сошлись, Идет не на шутку меж ними сраженье. Хоть стужа и вьюга пока не сдались, Дарит нам зима и свои наслажденья.
|
| ||||
Критерии успеха |
· Сформировать умения и навыки работы с картиной и учебником |
| ||||
Середина урока
|
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Проверка домашнего задания. Презентация учащихся о зиме - Какие ассоциации вызывает у вас слово зима? - Зимняя природа побуждает людей творить. Сегодня мы побываем в зиме не только музыкальной, поэтической, но и той, которая написана кистью великих художников. И посмотрим, кому лучше удалось описать зиму.
- Закройте глаза и послушайте музыку А. Вивальди «Времена года. Зима» - Какие картины предстали в вашем воображении?
- Скажите, хотелось бы вам узнать, как увидел зимнее утро А.С.Пушкин? - Послушаем выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина "Зимнее утро» в исполнении мастера художественного слова. Словарная работа - Ребята, в стихотворении вам встретятся слова, которые могут быть непонятны. Возьмите карандаши и отметьте их. Прослушивание аудиозаписи Анализ содержания стихотворения (Словарная работа) - Какие слова показались вам непонятными? (Взоры, мгла, янтарный, иней.) Взоры – взгляды. Мгла – темнота, темное пространство. Янтарный – желтый, золотистый цвет. Есть такой камень – янтарь, он именно такого цвета. Из этого камня делают различные украшения. Иней – снежные украшения на веточках деревьев. Сомкнуты негой взоры – глаза, еще не открывшиеся со сна. Северная Аврора – утренняя заря. Вечор – накануне вечером. Физминутка Сколько зайчиков у нас, Столько и подпрыгнем раз. Сколько палочек до точки, Столько встанем на носочки. Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки. На носочках ходят мыши. Так, чтоб кот их не услышал.
. Проверка первичного восприятия - Что вас поразило в стихотворении? (С каким восторгом поэт описывает красоту зимнего утра.) - Что запомнилось вам больше всего? (Запомнилось то, как поэт описывает бурю, и т. д.) - Ребята, прочитайте, как поэт описывает зимнее утро в первой строфе? - Какое настроение было у поэта? (Радостное, бодрое, светлое.) - А у вас какое возникло настроение? (Скорее хочется насладиться свежестью и изяществом этого чудесного зимнего дня.) - Как вы думаете, кого поэт называет в стихотворении красавицей? - Какие еще слова обращены здесь к ней? (Друг прелестный, звездою севера явись.) - Прочитайте следующую строфу. Что описывает здесь поэт? (Он описывает вьюгу.) - Как изменилось настроение поэта? (Настроение стало мрачным.) - Какие эпитеты употреблены для описания бури? Прочитайте.(Мутном небе, тучи мрачные.) - Найдите сравнение. (Луна, как бледное пятно…) - Что сказано о вьюге? (Вьюга злилась.) - Как вы думаете, по этим словам можно сказать, что поэт представляет нам вьюгу как живое существо? (Да.) - Такое описание вьюги называется олицетворением - неодушевлённые предметы, явления природы наделяются часто человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями. Это прием особенно употребляется в поэзии. - Что поэт говорит о красавице? Прочитайте. (И ты печальная сидела…) - Прочитаем третью строфу. Поэт вновь возвращается к красоте зимнего утра. Найдите и прочитайте слова, с помощью которых он описывает утро. (Под голубыми небесами…, Великолепными коврами…, Прозрачный лес… т.д.) - Прочитаем следующую строфу. Как вы понимаете выражение янтарным блеском озарена? (Освещается солнечными яркими лучами.) - Как поэт описывает печь? (Весёлым треском трещит затопленная печь.) - Что такое лежанка? Почему поэту приятно думать у лежанки? (Лежанка – это скамья рядом с печкой. Приятно думать, потому что тепло.) - Какие мысли его посещают? (Поэт хочет прокатиться на лошади, на санях.) - Читаем последнюю строфу. Что хочет показать поэт своей красавице? (Поля пустые, леса, недавно столь густые, и берег милый…) - Как он называет ее в этой строфе? (Друг милый…) Поистине чудесен день, который описал Пушкин. Словесное рисование (работа в парах) - Прочитайте стихотворение целиком. Представьте, что вы художники. Что бы вы нарисовали в качестве иллюстрации к этому стихотворению. -Голубое небо, бесконечные заснеженные поля, окраина леса с запушенными инеем деревьями и елочками. - Одинокую ель, рядом речку, вдалеке лес. - Как поэт запрягает бурую лошадку, что навестить с любимой знакомые места. - Молодцы! Вы мастера словесного пейзажа. Что означает слово пейзаж? (Пейзаж – картина природы.) Зима - любимое время года и у художников. Обратимся к репродукциям картин известных художников о зиме.
.Работа с репродукциями Презентация «Великие художники о зиме» - Посмотрите на репродукции картин великих художников: В своих картинах художники смогли полно раскрыть красоту русской зимы, её изящество, пышность и свежесть. - Ребята, подойдут ли эти картины к стихотворению «Зимнее утро»? (Да, они очень красивые, подходят под описание зимнего утра.) . Подготовка к выразительному чтению - Приступим к работе над выразительным чтением стихотворения. Какие правила выразительного чтения вы знаете? (Нужно читать не торопясь, вдумываться в то, что читаешь. Надо выделять голосом отдельные слова, делать паузы.) - Правильно. Давайте ещё раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра. Попробуем изобразить эти чувства и настроение на листочках. Формативное оценивание У вас листочек разделен на 4 квадрата, после чтения каждой строфы закрасьте квадрат тем цветом, какое чувство и настроение у вас возникло. Чтение первой строфы. -Какое настроение выражено? -Какие слова и выражения подтверждают настроение? - Какие чувства? -Почему Пушкин говорит «вьюга злилась»? - Чтение второй строфы. -Давайте понаблюдаем как рождается радость. -Какие слова и выражения передают настроение радости, бодрости, веселья? -Да, действительно поэт просыпается от ярких лучей солнца, которые заменили комнату «янтарным блеском», светятся «золотые» стены, сердце наполняется восторгом, возникает желание увидеть, что же там за окном? -Что видит поэт? Какие краски он использует, чтобы описать это утро? Чтение третьей строфы. Дети читают её самостоятельно. -Какой вы себе представили комнату? Яркое солнце не только преобразило всё в природе, но и в комнате, здесь стало по-особенному уютно и радостно. Поэтому, кажется, что трещат дрова в печке. Для этого поэт находит такие слова, сочетание звуков, что мы действительно слышим, что «весёлым треском трещит затопленная печь». Поэт не может долго находиться в комнате, у него появляется мысль: пригласить в путь своего «милого друга». В речь входит простая разговорная лексика: «запрячь», «кобылка», «санки». Вот эти слова, фразы переносят нас в русскую деревню, занесённую глубоким снегом. Чтение четвертой строфы. -Опишите словами картины к этой строфе. Герой размышляет, мечтает о том, что ждёт их в пути, приятно вырваться на простор, у них весёлое, озорное настроение, настроение приятной, светлой мечты. -Какое художественное средство делает эти картины зимнего утра особенно выразительно яркими. -Что такое эпитеты? -Значит, сколько картин поэт нарисовал в этом стихотворении? -Как меняется настроение в этом стихотворении? Резкая смена настроения или картин в произведении, замена на противоположности называется ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕМ |
Учебник: Рабочая тетрадь: Ресурсы Презентации, аудиозаписи, карточки, цветные карандаши .
| ||||
Критерии успеха |
умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы |
| ||||
Конец урока
|
Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма» Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. Домашнее задание Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Зимнее утро». Нарисовать иллюстрации к стихотворению. Для желающих: попробовать свои силы в пейзажной лирике - сочинить свое стихотворение. |
| ||||
Критерии успеха |
оценивание собственной деятельности на уроке |
| ||||
Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. |
Здоровье и соблюдение техники безопасности Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности.
| ||||